Увидеть Париж и … полюбить
Странно, мы так быстро забыли советское прошлое. Вспомни, уважаемый зритель (конечно, я обращаюсь к тому читателю, который в состоянии осмыслить происходившие в те далекие годы события), очереди за туалетной бумагой, толпы посетителей универмагов, находящихся в ожидании распродажи чешской обуви, юрких комсомольцев из общества дружбы с разными народами, райкомовских аппаратчиков, толкающих дефицит, заграничные поездки по разнарядке свыше и неизбежные две бутылки водки, которые можно было взять с собой с целью продажи местным аборигенам. Мы так легко забываем духоту тех лет, что фильмы, посвященные любым историям, происходившим с нами в далекие уже от современного поколения семидесятые, весьма своевременно напоминают: «Люди, будьте бдительны».
Программист одного из НИИ по имени Костя Гуманков волей соединения случайных факторов оказывается кандидатом на участие в заграничном вояже. Кто не помнит (опять же), напомню, что для того, чтобы получить выездную визу, необходимо было получить утверждение на собрании трудового коллектива, благословение партийных органов, собрать уйму документов и прослушать маразматические предвыездные лекции. Все это воспринималось, как само собой разумеющийся, незыблемый порядок. В составе группы обязательно находился стукач, а валюты, выдаваемой советским гражданам, хватало исключительно на опохмел. Всю эту коловерть решил пройти программист Костян, чтобы съездить в Париж, купить жене на триста франков подержанную шубу и влюбиться раз и навсегда.
А теперь постарайтесь забыть оба предыдущих абзаца, посвященных этому фильму. Все дело в том, что представляемый киностих посвящен вовсе не мути застойного периода, а стилизации того удивительного факта, что советский человек и в самых трудных условиях исхитрялся любить себе подобного гражданина, то есть гражданку. Во время поездки за бугор Костя влюбится по уши в попутчицу, которую ему предписано охранять, и запомнит эту любовь на всю оставшуюся жизнь. Продираясь сквозь душный быт, проделки руководства делегации, сатирические аномалии образа жизни и тоскливые запои коллег по поездке, гражданин Гуманков одарит милую девушку букетом подснежников и будет унесен круговертью нахлынувших чувств, память о которых станет преследовать его всю оставшуюся жизнь. А через тридцать лет в самолете «Москва-Париж» будет рассказана эта дивная история, предваряемая словами: «Да, я был тогда Совком. А кто не был? Разве Вы не были?».
Вы еще не забыли, господа читатели, что тридцать лет назад мы все были Совками? И двадцать. А вот пятнадцать лет назад мы начали переставать ими быть. Фильм «Парижская любовь Кости Гуманкова» снят по мотивам повести Юрия Полякова, который когда-то подарил нам и «ЧП районного масштаба» и «Апофегей» и «100 дней до приказа». Смею Вас заверить, уважаемый зритель, что обличительный пафос, присущий автору литературных произведений, в фильме существенно приглушен, а после просмотра ностальгическим рефреном памяти пульсируют строки различных романсов от «Боже, какими мы были наивными…» до «Как молоды мы были…».
Игорь МихайловФильм Константина Одегова "Парижская любовь Кости Гуманкова"
По всем вопросам пишите: info@parislove.ru